Типы документов

Реклама

Партнеры

<Информация> РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 22.01.2014 N 57-543/14-06 "О расчетах за горячее водоснабжение"



РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ -
ДЕПАРТАМЕНТ ЦЕН И ТАРИФОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИНФОРМАЦИЯ
от 22 января 2014 г. № 57-543/14-06

О РАСЧЕТАХ ЗА ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

В связи с многочисленными обращениями теплоснабжающих компаний и исполнителей коммунальных услуг по вопросу определения порядка взаиморасчетов за услуги горячего водоснабжения в 2014 году, региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края, в рамках компетенции, считает необходимым сообщить следующее.

При установлении тарифов на 2012 год региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее РЭК - департамент) руководствуется требованиями законодательства, действующего в области ценообразования, в том числе, требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере организаций коммунального комплекса".
В соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 15 февраля 2011 г. № 47, при определении стоимости 1 м3 горячей воды использовалась величина "количество тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 м3 холодной воды" (Гкал/м3). С учетом этой величины, умноженной на тариф на тепловую энергию, и с учетом тарифа на холодную воду на 2012 год РЭК - департаментом были утверждены тарифы по услуге ГВС в руб./м3.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1149 "О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса", на 2013 год РЭК - департаментом утвержден по услуге горячее водоснабжение двухкомпонентный тариф (компонент тепловая энергия в руб./Гкал и компонент холодная вода в руб./м3).
В соответствии с порядком определения стоимости горячей воды, определенном пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии действующим законодательством.
На основании вышеизложенного, РЭК - департаментом на 2014 год утверждены двухкомпонентные тарифы на горячую воду.
При этом, исходя из положений действующего законодательства, энергоснабжающая организация должна рассчитываться с потребителями коммунальных услуг по тарифам, установленным уполномоченным органом.
В соответствии с положениями Приложения № 2 к "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила), при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению применяются объемы (количество) горячей воды и тарифы (цены) на коммунальный ресурс, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 541, 544 Гражданского кодекса РФ оплата потребленной энергии осуществляется в соответствии с данными учета энергии.
Таким образом, согласно положениям Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации, расчеты за горячую воду должны осуществляться с выставлением товарно-платежных документов с указанием объемов потребления коммунальных ресурсов: отдельно тепловой энергии в Гкал и холодной воды (или теплоносителя) на нужды горячего водоснабжения в м3, по показаниям приборов учета (или по нормативам) и установленным тарифам (руб./Гкал и руб./м3 холодной воды (или теплоносителя)).
Положения приказов региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края "Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду" на 2014 года учитывают как положения Гражданского кодекса РФ, так и Правил.
Также, с 01.09.2012 вышеуказанными Правилами введено понятие "общедомовые нужды", определяющее данную услугу как потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Объем коммунальной услуги на общедомовые нужды определяется как разница между объемом, определенным исходя из показаний общедомового прибора учета, и суммой объемов индивидуального потребления во всех помещениях многоквартирного дома.
Согласно п. 44 Правил, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае, если указанное решение не принято, то объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель коммунальных услуг оплачивает за счет собственных средств.
В случае, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, то весь объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
При этом размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (индивидуальное потребление), состоит из суммы размеров платы за потребленные в расчетный период в помещении объемы (количество) воды и тепловой энергии, использованные на цели горячего водоснабжения. Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, состоит так же из суммы размеров платы за потребленные на общедомовые нужды объемы (количество) воды и тепловой энергии. При этом объем тепловой энергии необходимо распределять пропорционально объемам горячей воды, израсходованным как в жилых помещениях, так и на общедомовые нужды в соответствии с фактическими объемами воды и тепловой энергии, определяемыми по показаниям общедомовых и квартирных приборов учета.
Коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, установленные на системе горячего водоснабжения объективно фиксируют фактическое потребление тепловой энергии по этому виду услуги, которое складывается из тепловой энергии, потребленной с водой, и теплоотдачи во внутридомовых разводящих трубопроводах и полотенцесушителях, которые отличаются от нормативных. Таким образом, при неизменных компонентах тарифа на горячую воду, фактическая стоимость услуг горячего водоснабжения в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, в различных месяцах различна, т.к. отличаются объемы тепловой энергии, ежемесячно зафиксированные прибором учета тепловой энергии, а также различны и объемы воды, потребленной на нужды горячего водоснабжения.
Анализ работы систем теплоснабжения жилых домов, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии (теплосчетчиками) показывает, что фактические потери тепловой энергии во внутридомовой системе теплоснабжения могут быть значительно выше нормативных потерь (превышение может достигать 5-кратного значения).
В связи с этим, РЭК - департамент в рамках информационно-разъяснительной работы, особо обращает внимание исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих компаний на необходимость проведения работы по поверке и контролю правильности съема показаний работы общедомовых и индивидуальных приборов учета, пресечению случаев незаконных врезок собственниками жилых помещений во внутридомовую инженерную систему теплоснабжения (например, для оборудования части квартир теплыми полами). Управляющей компанией должна проводиться работа по своевременному и качественному техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации внутридомовых инженерных сетей горячего водоснабжения (регулировка циркуляции, восстановление тепловой изоляции на внутридомовых трубопроводах в подвалах и стояках). Кроме того, необходим контроль за исполнением ресурсоснабжающей организацией обязательств по качеству предоставления коммунальной услуги с учетом температурного режима, продолжительности перерывов в подаче горячей воды и т.п.
Все вышеперечисленные факторы приводят к высокому значению фактического потребления тепловой энергии жилым домом по услуге горячего водоснабжения и, соответственно, увеличению платежа за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Расчеты за горячую воду с потребителями домов, необорудованных общедомовыми приборами учета, также должны осуществляться с выставлением товарно-платежных документов с указанием объемов потребления коммунальных ресурсов: отдельно тепловой энергии в Гкал и холодной воды (или теплоносителя) на нужды горячего водоснабжения в м3, по нормативам и установленным тарифам (руб./Гкал и руб./м3 холодной воды (или теплоносителя)).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1149 также предусмотрена необходимость внесения изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, предусматривающих, в том числе, порядок установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Указанные изменения до настоящего времени не приняты.
В целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги с 01.01.2013 во исполнение поручений Президента и Председателя Правительства Российской Федерации РЭК - департаментом направлены в адрес всех Глав муниципальных образований Краснодарского края и руководителей теплоснабжающих компаний информационные письма, а 15 августа 2013 года издан приказ № 8/2013-нп "Об определении расхода тепловой энергии в целях горячего водоснабжения в 2013 году" для домов без приборов учета из расчета тарифов, действовавших на 31.12.2012.
В результате, в течение 2013 года ресурсоснабжающие организации осуществляли реализацию услуг горячего водоснабжения для потребителей в домах с неустановленными общедомовыми приборами учета, в объемах, величина которых ниже расчетных нормативных значений, что привело в возникновению выпадающих доходов, вопрос о возмещении которых из бюджета Краснодарского края рассматривается в настоящее время.
Срок действия вышеуказанного приказа № 8/2013-нп истек. Таким образом, с 01.01.2014 в случае отсутствия соответствующего общедомового прибора учета (теплосчетчика), при определении платы за горячую воду следует использовать величину количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, полученную расчетным путем по формуле, приведенной в п. 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 № 47.
Кроме того, информируем, что в соответствии с приказом РЭК - департамента от 31.05.2013 № 6/2013-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)" с 1 января 2014 года вступили в действие нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды по услугам горячего водоснабжения.
РЭК - департамент считает необходимым особо обратить внимание ресурсоснабжающих компаний и исполнителей коммунальных услуг на необходимость проведения соответствующей разъяснительной и информационной работы с потребителями - гражданами о том, что принятые решения и меры в сфере организации взаиморасчетов за горячее водоснабжение в 2014 году направлены не на увеличение тарифов на коммунальный ресурс (они остались неизменными), а на приведение расчетов по определению объемов потребления горячей воды в домах, необорудованных общедомовыми приборами учета, до нормативных значений в полном соответствии с действующим законодательством. При этом, разъяснительная работа должна позволять любому потребителю по каждому дому подробно ознакомиться с расчетами платежей за коммунальные услуги и, при необходимости, проверить правильность этих расчетов.
Главам муниципальных образований Краснодарского края необходимо:
- взять под личный постоянный контроль величину платежей граждан, проведение перерасчета платы граждан в связи с отменой нормативов и исключить возможность необоснованного увеличения платы граждан за коммунальные услуги;
- по всем случаям злоупотреблений со стороны ресурсоснабжающих организаций и (или) организаций - исполнителей коммунальных услуг принимать безотлагательные меры оперативного реагирования, обеспечивающие в кратчайшие сроки устранение нарушений установленных требований. По каждому такому случаю безотлагательно письменно информировать региональную энергетическую комиссию - департамент цен и тарифов Краснодарского края с подробным изложением: сложившейся ситуации, принятых мер и достигнутых результатов.

Руководитель
С.Н.МИЛОВАНОВ


------------------------------------------------------------------